Два мира

Признаюсь, меня выбивают из колеи поездки в Крым. Нет, я очень люблю Крым, так же как мне по-своему нравится жить в Англии, но вот эти переключения с одной реальности на другую и обратно, даются как-то тяжело. И всё-таки есть один несомненный плюс от таких поездок – в новой стране начинаешь как-то яснее видеть со стороны многие шаблоны поведения и мышления людей (в том числе и свои). Сейчас мне, понятное дело, больше всего бросается в глаза отношение к детям.

 

Просто одна сцена в самолёте Киев-Симферополь, которую наблюдала еще в прошлом году. Исходные данные: поздний вечер, орёт полуторагодовалый ребёнок – явно уставший и слишком перевозбуждённый, чтобы уснуть в незнакомой шумной обстановке. Раздаётся раздраженный голос его матери: “Как ты меня задрал, сволочь такая!“.  Я содрогнулась. Лица её я не видела, и ожидала обнаружить какую-нибудь 17-летнюю несформированную мамашу. На выходе из самолёта специально заглянула через ряд  и… увидела вполне доброжелательную и скромного вида девушку лет 25-ти, мирно покачивающую на руках уже спящего малыша, а рядом сидела интеллигентного вида её мама. Примеров таких масса, увы. И, самое страшное, к концу отпуска уже перестаёшь реагировать на них, как будто это вариант нормы…

 

Так получилось (не специально), что в этот раз перед поездкой в Крым я начиталась про всякие разные методики воспитания выше крыши. И тем разительнее было противоречие с тем, как общаются взрослые с детьми там… И вот подумалось, что среди всего многообразия разных подходов, все они на самом деле делятся на две принципиально разные категории: или за своё поведение ответственен сам ребёнок, или же ребёнок вместе с родителями.

 

В первом случае ребенок – отдельная сущность, которая сама ответственна за свое поведение и которая должна уметь подстроить своё поведение так, чтобы для окружающих оно было приемлемо (ага, приемлемо прямо с младенчества – “не ори, всё равно на руки брать не будем” и т.п., если ребёнок хулиганит – наказать так, чтобы для него легче стало скрыть внутренний конфликт, который привёл его к хулиганству, чем терпеть наказание и т.п.). Что при этом ребёнок на самом деле чувствует, окружающих заботит мало. Эдакий “чёрный ящик” – главное, какое он поведение выдаёт на выходе.

 

Второй подход – родитель разделяет с ребенком ответственность за его поведение. Тут даже как-то не подходит слово “ответственность”, скорее просто попытка помочь ребенку выразить то, что он чувствует, в более позитивном формате, или вообще избежать негативных переживаний (если ребёнок хулиганит -> может он просто устал/голоден -> накормить, дать отдохнуть от внешних раздражителей, если требует внимания -> пообщаться/обнять, если рассержен/обижен -> проговорить его эмоции и т.п.). Ключевое послание здесь, что с  ним всё в порядке, что с отношениями всё в порядке, дать ему самому осмыслить свое состояние (можно сказать в программистских терминах, что это общение c ребёнком в “debug mode” :) ).

 

Бабушки и прочий люд из пост-советского пространства собственно называет первую категорию словом “воспитание”, а вторую – “балуешь ребёнка, потом ещё намучаешься с ним”.

 

Я как бы не то что люто отрицаю первый подход к воспитанию. На каком-то этапе, наверное, ребёнку надо хоть немного стать “чёрным ящиком” для (хотя бы посторонних) окружающих, потому что мало кто во взрослом возрасте захочет вникать в твои внутренние противоречия каждый раз, когда ты ругаешься/злишься/обижаешься/т.п. (так же как у меня нет ни времени, ни желания, ни ресурсов вдаваться в глубинные переживания какой-нибудь злобной продавщицы в магазине, обругавшей меня на ровном месте – мне просто надо купить у неё хлеб :) ).

 

Да я и сама не такая белая и пушистая, применяю порой и первый, и второй подходы. На самом деле, это хороший барометр моего собственного эмоционального состояния. Когда я спокойна, уравновешенна, счастлива – мне легко настроить детей на позитивный лад и разруливать все конфликты легко и без слёз. Если я сама под стрессом/устала/заболела/мысли заняты “взрослыми” проблемами, то иногда скатываюсь к методикам из первой категории. Грешна, каюсь.

Comments are closed.