Добрые детские игры

Я поняла, что я решительно ничего не понимаю в детских отношениях, особенно в мальчиковых. Вот пример. Перед школой мальчики из Егоркиной параллели обычно бегают за другом, догоняют друг друга и толкают так, чтобы человек упал лицом на асфальт. Ещё, как вариант: догоняют, срывают с головы кепку и бросают в грязь. Ну и классика: взять огромный резиновый мяч (размером с пол-ребёнка) и со всей дури по голове соседу. И это не драка, это просто игры такие. Все смеются, в том числе и тот, кого ударили/толкнули/отобрали шапку. Взрослые (родители, учителя) тоже смотрят на это с умилением. Ну а чего, весело.

И судя по опыту других мам, подобное наблюдается во всех (или почти всех) школах Англии.

Помню, в первое время Егорыч мне всё жаловался, что его постоянно толкает один мальчик, я даже говорила пару раз об этом с учительницей. Результата, правда, было ноль – никакие разговоры не помогли. Учительница умело переадресовывала все мои вопросы неведомым помощникам, которые смотрят за детьми на перемене (ага, здесь для этого есть специальные люди), которых я в глаза никогда не видела (зато помогло, когда наш папа научил сына слегка давать сдачи и уходить от удара ;) ). И вот однажды встретили того же мальчика на нашей площадке, уже после школы. Думаю – вот он, момент истины, сейчас он начнёт задирать Егора и я тут по горячим следам выясню всё с его мамой. Но… в течение часа они мирно играли вместе. Я удивлённо спросила – как же так, он же тебя обижал, ты сам говорил? Егорыч пожал плечами – да нет, это мой друг (и действительно, он потом приглашал Егора на свой ДР).

И вот как мне потом дома объяснять сыну, что толкать сестричку нельзя, когда он в течение 6-ти часов в школе каждый день учит, что это делать можно и нужно? У нас, кстати, это действительно вылилось в проблему, в смысле таких вот “диких” игр дома. И я только сейчас поняла, откуда всё это…

Наши недетские разговоры

В выходные ездили на ферму, небольшая милая такая ферма, где можно самому подоить корову, покормить из бутылочки ягнят и т.д. Среди посетителей был тяжелобольной мальчик в инвалидном кресле, очень больной. Ферма маленькая, поэтому практически все два часа, которые мы там были, мы ходили с ними бок-о-бок. Вообще, радует, конечно, что здесь такие дети имеют возможность жить как все, но я понимала, что потом не избежать разговора с моими детьми на эту тему. И вот сегодня он состоялся. Егорыч поднимал темы, которые и взрослым-то осмыслить и принять сложно.

Егорка: – Почему Бог так наказал ребёнка и его родителей, он что, злой?

Я: – Бог никого не наказывает. Вот тебе в школе дают учителя задачки решать – недавно попросили тебя написать, сколько будет “4+4=”, правда же? Это же не потому, что они тебя не любят или сами не знают ответа, они просто хотят, чтобы ты научился и прошел этот урок. И в жизни как-то так…

Ну и попутно я в очередной раз напомнила сыну о ценности жизни и здоровья (это я уже под впечатлением всех этих статей о подростках, которыми сейчас разрывается интернет).

Зато потом, когда наш вымышленный мальчик Ваня нашёл свой очередной несметный клад в нашей очередной сказке, он отдал его на благотворительность, для больных деток – так захотел Егорка…

 

Двуязычники

Ника считает вслух: “два, один, три, four, five, six, seven, eight…” (единицу она почему-то недолюбливает – или вообще её пропускает, или меняет местами с другими цифрами. У Егорыча таким “нелюбимым” числом было 6 – он до сих пор иногда пропускает его, только когда уже считает “15, 17, 18…”). А вообще, если честно, странно, почему она по-английски считает даже лучше, чем по-русски. Если бы она ходила в садик какой, это было бы понятно, а так…

Когда-то, помнится, наш папа сетовал, что никак не может научить Нику считать. Я сразу подозревала, что дело не в её математических способностях, она просто не соотносила этот набор произносимых слов “один, два, три, четыре…” с реальным счётом, для неё это была просто как песня. И доказательство моей гипотезы не заставили себя долго ждать. Как-то Ника заходит в комнату: “о, а здесь уже две бутылки воды, а зачем же я принесла ещё одну” . Я осторожно спросила, и сколько же бутылок воды стало теперь, ответ последовал сразу же – “три!”

(Не)личная информация

В Егоркиной школе выдали опросник для родителей, который, в соответствии с инструкцией, надо заполнить и вернуть в школу немедленно, и он будет внесён в личное дело ребёнка. Десять вопросов, каждый из которых удивительным образом нарушает наши личные семейные границы: чем ребёнок обычно занимается на выходных, в какие игры он любит играть дома, в какие кружки ребёнок ходит после школы. Сначала хотела вообще проигнорировать или написать, что это личная информация, но потом решила маленько потроллить. Например, на вопрос “What play-based physical activity does your child do each week? E.g. going to the park, walk in the woods, visiting an outdoor adventure playground, etc?” я ответила “going to the park, walk in the woods, visiting an outdoor adventure playground” , что, в общем-то правда :). Ну и так далее.

Кроме того, школы собирают и сохраняют у себя информацию: где и как ребёнок проводит каникулы, что ему подарили родители на Рождество и на день рождения, и т.д.

Тех, кто считает, что это довольно невинная информация и почему бы её не предоставить школе, не хочу разочаровывать, но это далеко не единственная инфа, которую школы собирают о личной и семейной жизни ребёнка. Это только то, что я видела своими глазами – а остальное просто молчаливо заносится в личное дело. Думаю, когда сын у меня уже будет понимать 100% инглиша, он расскажет мне ещё много всего интересного, о чём его расспрашивают в школе по поводу семьи и прочего.

Кстати, по рейтингу приватности от Privacy International, Англия окрашена печально красным цветом c пометкой “Endemic surveillance societies” , наряду с Китаем, Россией и США. И, по статистике, Англия впереди планеты всей по количеству камер видеонаблюдения: одна камера на 14 человек населения (тут даже Китай грустит в сторонке). Ну и ещё из статистики – в Британии около 20% всех камер в мире, и в среднем британец попадает на экран камеры видеонаблюдения 300 раз в день (впрочем, это данные за 2009 год, с тех пор, думаю, рейтинг усилился).

Прогресс

Надо сказать, что при всех тех ругательных словах по поводу школы и английской системе образования вообще, я должна признать, что прогресс у Егорки в школе пошёл. В детском саду создавалось такое впечатление, что он просто тянет время с 9 до 12 дня, и поскорее убегает на радостях домой. В школе очевидно, что учителя нацелены на обучение и им нужен результат (может, это, конечно, не то, что ребёнку на самом деле нужно в 5-летнем возрасте, но как минимум не зря теряет время).

Недавно учительница Егора прямо прыгала от радости, сообщив, что Егорыч сам, без помощи взрослых, смог написать по-англицки, чем он занимался в эти выходные. Смотрю, на листике написано, “Playing tennis” (конечно, с пропущенными буквами, но уже вполне читабельно). Я конечно подыграла учительнице, порадовавшись вместе с ней, а про себя подумала – ну, playing tennis так playing tennis, хотя в теннис мы играли последний раз с ним наверное год назад или около того. Потом после школы Егорыча спросила, он отмахнулся – “а, это я так, всё придумал, а то они пристали ко мне – чем ты занимался на выходных, да чем занимался” .

Если бы я была поклонником раннего обучения, я бы наверное даже радовалась, что сын ходит в школу, потому что, думаю, такими темпами он в конце года уже будет читать-писать по-английски. Но я не поклонник раннего обучения (во всяком случае, в таком виде, какое оно есть в школе).

Чем можно покорить сердце (юного) мужчины

Егорка выходит со школы весь такой возбуждённый “мама, мама, я уже обо всём договорился, давай пригласим Юлю к нам на выходные в гости? Она согласна. Ну пожаааалуйста!!!” (Юля – русская девочка из параллельного класса). Я говорю – “ну… ОК, давай пригласим, а чего ты так вдруг этого захотел? ” . Егорыч долго не признавался, причём с формулировкой, которая была для меня нова: “мама, я тебе не могу этого сказать, это наш с Юлей секрет” . Ээ… ваш с Юлей секрет? Ну ладно. Потом всё-таки раскололся “мама, Юля сказала, что у неё дома есть интересные энциклопедии про зарождение жизни на Земле и про космос, поэтому  я хочу, чтобы она пришла в гости и принесла их с собой!

Так хочется на этом месте “сохраниться”, чтобы тот же самый диалог услышать от сына лет так через 20 :).