В журнал писать вроде как нечего, ничего выдающегося у нас не происходит, даже погода за окном одинаково-никакая. И все-таки гляжу на ребенка и понимаю, что хоть каждый день похож на предыдущий как две капли воды (причем, в Лондоне это в прямом смысле — у нас почти каждый день льет дождь 🙂 ), но даже за какой-то месяц ребенок меняется просто до неузнаваемости. Так что решила для собственной истории сделать «snapshot» нашей жизни на текущий 20-й месяц от рождения Егорки 🙂
Здоровье. В плане зубов пока затишье. В нашем арсенале их уже 16, ждем последние 4 — говорят, самые болючие. Аллергия то расцветает буйным цветом, то почти проходит — пока так толком и не удается отследить, на что именно. На коровье молоко она есть 100%, но кроме него на что-то еще.
Маленькие вредности. У нас уже успел начаться обещанный психологом период «нет» (когда Егорка на любой вопрос без разбора отвечал «нет», которое звучит как «ни») и так же благополучно закончиться — в арсенале сына наряду с «нет» наконец появилось «да». Правда, это не мешает ему менять свое решение на ходу. — Хочешь еще кашки? — Да… ни, ни! Кстати, этот период «нет» не такой уж страшный, как я себе это представляла — главное, грамотно задавать карапузу вопросы (т.е. так, чтобы в его «нет» содержался нужный родителям ответ :). Например, вместо «ты хочешь еще кашки?» спросить «ты наелся?»).
Еще, вдруг непонятно с чего у дитёнка появилось отношение к одетой на нем одежде. Сегодня наотрез отказался одевать одну кофточку, требуя, чтобы я одела аналогичную, но выбранную им самим. Дошло до истерики, пришлось сдаться.
Мамины радости. Очень трогательно, когда сын приносит подушку, чтобы подложить мне под спину, когда я сижу на диване, и не успокоится, пока ее не поправит так, чтобы ему самому нравилось ее расположение. А когда сын научился обнимать маму и даже имитировать поцелуй, это вообще ни с чем не сравнимо (да, мама при этом просто тает 🙂 ) — разве что, сравнимо с первой улыбкой, которую еще несознательный карапуз в самый первый раз дарит в свои первые пару месяцев от рождения :).
Игрушки. Я уже было думала спрятать все плюшевые игрушки куда подальше, потому что интереса к ним было ноль с самого начала, но сын вдруг сам к ним потянулся. У него появляются первые ролевые игры — он «кормит» своих любимцев, укладывает спать (особенно приближенным даже дает пососать свое любимое одеялко 🙂 ), сажает рядом с собой на скамейку на улице. Мы же это без зазрения совести используем в своих целях — на игрушках очень удобно (и главное — безопасно!) объяснять ребенку желательное и нежелательное его поведение (например, он может гладить своего любимого тигренка и уже через минуту переехать его велосипедом или выбросить в кусты 🙂 ).
Еще любит дудеть во всё, что дудится — игрушечную трубу, гармошку, настоящую флейту. Пыталась коварно подсадить его на игрушечную гитару, но… сын в прямом смысле на ней только сидит — кладет на пол и садится сверху :). Конечно, музыкантом, Егорка со всей своей тягой к технике-электроники скорее всего не станет, но музыка как дополнительное направление его развития — было бы очень даже неплохо (это будет моим воздаянием вселенной за те 9 лучших детских лет, проведенных мной в упражнениях и гаммах на разных музыкальных инструментах 🙂 ).

И наконец-то у нас проснулся хоть какой-то интерес к рисованию, а то я уже думала, что эта область пройдет мимо нас. Правда, художник из меня… ну… э… в общем, рисую на планшете очередную «биби» (а другого сын не заказывает для изображения), спрашиваю «ну что, похоже? ну как, нравится?», сын честно отвечает «ни» на оба вопроса и незамедлительно стирает мое произведение искусства, и… тут же просит нарисовать биби снова. Так как обычно это происходит параллельно с поеданием каши, то меня этот бесконечный процесс вполне устраивает :). Сам он пока рисует только «кап-кап» — дождь то есть, ну в Лондоне его грех не рисовать :).
Прогулки. Несмотря на то, что лето у нас лондонское (т.е. не сильно отличается от осени, зимы и весны), гуляем мы сейчас долго и активно — просто потому, что занимать чем-то весь день полуторагодовалого ребенка в небольшой городской квартире — это не для слабых духом. Любимое развлечение на улице — поливать цветочки в парке (кодовое название игры — «кап-кап»). Для такого дела специально берем литровую бутылку воды и нещадно заливаем и так не жалующиеся на недостаток влаги ромашки, одуванчики и тысячелистники. Еще Егорка любит нюхать цветочки — причем, не только сам, заставляет делать это и меня, и даже своего друга — плюшевого тигренка (вообще-то это леопардёнок, но как это объяснить полуторагодовалому карапузу, который все слова, в которых слишком много слогов, произносит как «габаге»).
А вот время бубук (кидание камешков в лужи) безвозвратно уходит в прошлое, наступает время мытья колес велосипеда там же. Колеса должны быть непременно помыты в каждой луже нашего района (причем тщательно, сын проверяет, чтобы не оставалось сухих полос на колесах после мытья).
С мячом играть нравится, но у этого вида спорта какой-то повышенный травматизм — зеленка стала нашим верным другом и соратником в последнее время. С папой они обычно играют в футбол, с мамой (как ни странно) — в баскетбол (никогда в него не играла, но ведь начинать никогда не поздно 🙂 ). Выглядит это так: сын стоит в сторонке и «болеет» за маму, типа, «давай, давай!», а мама под удивленные взгляды прохожих отчаянно пытается попасть мячом в кольцо на спортивной площадке.
Еще нравится толкать впереди себя велосипед или коляску — нормальную игрушку для «толкания» мы ему так и не собрались купить, да уже судя по всему и не надо :).

Каждый день в парке кормим местных «гага» хлебом (пару раз пыталась «забывать» хлеб дома, теперь сын перед выходом на прогулку каждый раз мне напоминает «гага, гага», указывая пальчиком на хлебницу). Подозреваю, в этом кроется и корыстный интерес — так как часть хлеба неминуемо оказывается в его ротике. Причем, кормим птичек избирательно — по каким-то ему одним понятным параметрам, одним пернатым Егорка дает хлеб, а другим — наотрез отказывается.
Так же нравится выбрасывать предметы в мусорники. Егорка не без удовольствия съедает пару-тройку фруктовых пюре на площадке (сейчас они уходят у нас просто тоннами), потом со всей ответственностью ищет ближайшую урну, чтобы выбросить тюбик. Я даже не знаю, какой этап этого процесса нравится ему больше всего — собственно поедание или выбрасывание в мусорник :). Иногда, правда, когда пюре под рукой нет, он пытается выбросить что-то более ценное (во всяком случае для меня). Я, конечно, провела немало бесед по поводу того, что в мусорник выбрасывают только мусор (на нашем наречии — каки), так что теперь, прежде чем выбросить мою карту метро или наушники, сын объявляет их «какой» и торжественно несет по направлению к мусорнику (обычно успеваю перехватить 🙂 ).
Еще любимое развлечение — созерцать машины. Чем больше и технологичнее — тем лучше. Недавно вообще повезло, около нас перекладывали асфальт, и сын вдоволь налюбовался катками, самосвалами и т.п. Кстати, даже мультики сейчас смотрим только с машинками, от остальных отказываемся :(.
Вообще радует, что ребенок начинает понимать хоть какие-то правила поведения на улице, потому что всего несколько месяцев назад я была уже близка к отчаянию :). Казалось, что он игнорирует все мои предостережения, напоминания, увещевания. Но они, как оказалось, имеют накопительный эффект: сын вдруг стал понимать, что на дорогу без мамы выходить нельзя, что в лужу лучше не заходить (ради этого я дала ему пару раз в нее зайти и намочить свои носочки по полной программе и потом походить в таком виде 5 минут по улице — ему не понравилось 🙂 ) и т.п.
Площадка. Наконец пришло осознание, что не все окружающие игрушки — его. Это большой прогресс, потому что на площадке попадаются товарищи двух-трехлетние детки, которые искренне считают, что все качельки-карусельки и т.п. это их собственность (и судя по всему, их мамашки считают так же). Еще познакомились с русской мамой с сынишкой, почти ровесником Егорки. Не то что познакомились, вообще-то мы ее видели с рождения, все время гуляли с ней параллельно в парке, но ограничивались кивками и «hello» (где-то год назад это выглядело так: она сидела на скамейке, читая книжку, изредка покачивая коляску, когда ее карапуз начинал барахтаться, в то время как я бегала по всему парку под оглушительный вой сирены, издаваемой из моей коляски, пытаясь укачать Егорку на сон). И вот только буквально месяц назад мы с ней случайно узнали, что мы говорим на одном языке — раньше как-то не догадывались перейти на русский :). Правда, Егорка с ее Алешей как-то не особенно играет, зато бегает и ухаживает за ней как настоящий джентльмен — дарит ей цветочки, когда она уходит с площадки, спешит вслед и т.п.
Сон. Со сном сейчас творится что-то странное. Игнорируя все умные книжки и предостережения симферопольского невропатолога, Егорка стал спать в сумме меньше 12-ти часов в сутки. Мне кажется, ему этого не хватает (во всяком случае, мне точно не хватает оставшихся <12 часов моего свободного времени 🙂 ). Зато уже пару месяцев, как сын стал спать ночь не просыпаясь (постучу по всему окружающему меня дереву 🙂 ). А вообще усыпаем под сказки Пушкина (в стихах) — средство это довольно сильнодействующее, под них, честно говоря, рубит даже меня :). Интересный, кстати, момент по поводу сна: чем меньше карапуз спит ночью, тем… меньше он спит и днём! По логике должна быть совсем другая зависимость, но видимо тут дело в том, что нервная система становится слишком перевозбужденной, и уже просто не может расслабиться.