Наше меню

Я иногда начинаю себя чувствовать поваром ресторана. Нет, не потому что я хорошо готовлю (увы :) ), а потому что всё чаще готовлю отдельные блюда для каждого члена семьи. Ника обожает супчики и кашки с мясом, Егорка (уже) их не особо жалует. Зато Егорка любит сырники, которые Ника почти перестала есть. Муж не ест ни сырники, ни детские кашки с мяском :). Так что иногда приходится готовить 3 разных блюда одновременно. Почему три, а не четыре? Потому что сама я питаюсь по остаточному принципу – иногда примыкаю к еде мужа, но чаще – доедаю за детьми. Конечно, умные авторы умных книжек возмутились бы -да как так можно, я же должна заботиться о себе любимой, должна готовить для себя свои любимые блюда и вообще… Но умным авторам отвечаю, что меня несравнимо больше прельщают лишние пол-часа на диване, чем на кухне :).

Вирусообменники

Какая-то бесконечная рекурсия. Приходишь в GP surgery (местную поликлинику) с одной проблемой, которую обычно врач успешно решает (читай, вытравливает антибиотиками), а уходишь оттуда уже с новым вирусом, который перенял у своего соседа по очереди там же (ясное дело – твоя иммунная система в нокауте ещё после предыдущей болезни, поэтому вирусы в ослабленном организме чувствуют себя как на Багамах). Да, и так в цикле. К счастью, цикл этот всё-таки конечный, и во многом именно благодаря врачам – они всячески отваживают тебя ходить к ним с каждой болячкой, так что рано или поздно приходит самовыздоровление (правда, только до того момента, как ребёнок не принесёт что-то новое из детского коллектива). Можно подумать, что я всё это написала ради красного словца, но увы… за один только январь дети успели переболеть тремя новыми заразными заболеваниями каждый (не считая тех, что были в декабре).

А у самих врачей должен быть какой-то нечеловеческий иммунитет, чтобы несколько раз в день отражать атаки вирусов, приносимых к ним больными. Конечно, от чего-то можно привиться, но ведь не от всего. Кстати, я встречала в жизни одного такого человека с феноменальным иммунитетом – наша предыдущая няня. Она вообще не болела, никогда, судя по её словам (и я ей верю – она не подцепила от нас даже ужасный “желудочный грипп”, заразность которого близка к 100%). Я пыталась выпытать у неё секрет, но она сама его не знает, ну, кроме разве что того, что она перманентно находится на жёстких диетах в неравной борьбе с калориями (правда, от этого у неё уже куча других проблем, но это отдельная тема). Мне кажется, это всё-таки 50 на 50: природная предрасположенность + диета. Я сама замечала, что меньше болею, когда не наглею в плане еды, особенного сладкого :).

P.S. Все наши местные друзья-знакомые – сорри, мы пока на вынужденном карантине, чтобы привести иммунную систему детей в какое-то более-менее устойчивое состояние. Надеюсь, через неделю-другую начнём выходить из своей норы…

Активное слушание и словарный запас

Извечная проблема, как разговорить Егорыча, чтобы рассказывал, что там происходит в его до-школе. Конечно, можно с помощью разных наводящих вопросов, что не спрашивать в лоб “как дела?” (“что тебе больше всего запомнилось?” и т.д.). Но тут надо ещё знать своего собственного ребёнка, чтобы трактовать его ответы правильно. У нас, например, Егорка пока что не всегда может адекватно оценить события прошедшего дня. Иногда спрашиваю “понравилось тебе в парке/на ферме/на площадке сегодня?”, он отвечает “нет”. Хотя я на 200% знаю, что ему понравилось :). Просто если произошла хоть какая-то мелочь, которая была со знаком “-” , он точно скажет, что не понравился весь день целиком. Или он может путать события – вспоминает каких-то знакомых, с которыми мы общались ещё в Крыму пол-года назад и т.п.

В этом плане, конечно, хорошо применять “активное слушание”, описанное у Ю.Гиппенрейтер. Но у нас, видимо, в силу возраста оно пока работает слабо. Ещё замечаю, что ребёнку часто не хватает терминологии, чтобы объяснить свои эмоции, как это ни парадоксально (ага, учитывая его богатый словарный запас в других областях). И я поняла почему –  я, например, стараюсь крайне редко называть какого-то реального человека словом “злой” и т.п., особенно вслух и особенно при детях (во-первых, потому что это сугубо моё мнение – просто так этот человек наложился на моё восприятие реальности/мой жизненный опыт, потому что абсолютно злых людей не бывает, потому что не люблю навешивать ярлыки, не хочу генерировать негатив в пространство и т.д.). Но после того, как я внедрила это слово в наш с сыном лексикон – целенаправленно, просто чтобы простыми словами объяснить ему абстрактный образ “злого” человека, от которого лучше держаться подальше – Егорка вдруг сам рассказал, что главная воспитательница его до-школы “злая”. Я, конечно, дальше “активным слушанием” уже уточнила, что скорее всего она не злая, а строгая, требовательная и т.д., но факт остаётся фактом – до этого Егорка просто не мог объяснить свои чувства, поэтому не говорил про неё вообще ничего на протяжении нескольких месяцев.

Зубные феи

Егорка благодаря мультикам самообразовался в этом вопросе, и уже чётко знает, что когда выпадает зуб, зубная фея обменивает его на конфетку :). Не уверена, это только английские верования или общемировые, но в нашем детстве этих фей точно не было. Вернее, были. Феи. Правда, были они суровые – как правило, встречались в школьном стоматологическом кабинете и орудовали они там совсем не волшебного вида бор-машиной, или вообще клали тебе на зуб волшебный эликсир под названием мышьяк. Если переходишь с ним лишний день-два – прощай, зуб. Ну, какая страна, такие и феи – это Спарта, деточка. Написала сейчас это и сама содрогнулась, это ж сколько всякой гадости попало к нам внутрь за одно только детство – только подумать, мышьяк_во_рту_на_пару_дней! В наши дни в интернете поднимают истерию, если в чём-то находят одни только следы мышьяка, а тут обсасываешь его пару дней (и частично даже заглатываешь – я помню, он иногда крошился)… А ртутные термометры нашего детства, а свинцовые краски на стенах, уже не говоря о вредных веществах в игрушках и в вакцинах (нам когда-то один хороший гомеопат рассказывал страшилки по поводу советских прививок и их последствий). Ясное дело, что сейчас всякой гадости попадает в наших детей не меньше, просто она другая (наверное, лет через 20 и этому содрогнутся).

Ладно, чего-то меня уже не в ту область занесло. Лучше пойду самообразоваться, когда у детей начинают выпадать молочные зубы, а то я уже на тему “зубов” как-то расслабилась, а ведь рано…

Наш “среднестатистический день в вакууме”

Где-то в глубине души я всё равно математик, хоть и в декрете :). Решила посчитать, сколько времени в день я трачу на разные хозяйственные дела. Зачем – не знаю, времени всё равно от этого больше не станет. Да и честно говоря я не представляю, откуда могло бы взяться ещё какое-то дополнительное время. Пару лет с двумя малыми детьми – это самый лучший тренинг по тайм менеджменту, весь день в “ходе эволюции” и так у нас укомплектовался самым оптимальным образом :).

В общем, в течение трёх недель мне было не лень записывать, сколько времени я трачу на разные хоз. дела, каждый день. Вот так выглядит наш “среднестатистический будний день в вакууме” в холодное время года (конечно, всё в среднем, округлённое, обобщённое и усреднённое – например, я обычно глажу одежду в течении часа, но не каждый день, поэтому “в среднем” получается пол-часа в день :), хотя всё остальное, кроме глажки, наверное бывает всё-таки каждый день ):time_managmnt

 

Вне дома с детьми – 2 1/2 часа в день
Приготовление еды – 1 час в день
Укладывание на сон – 1 час в день (бывает и два :) )
Мытьё посуды – 40 мин в день
Глажка – 30 минут в день
Купание детей – 30 минут в день
Кормление детей – 30 минут в день
Уборка – 25 минут в день
Наведения порядка – 25 минут в день
Закупка еды – 1 час в неделю
Работа с бумагами – 30 минут в неделю

“Всё остальное” – 4 1/2 часа в день

 

Чего-то как-то подозрительно много времени осталось на “всё остальное”, ух, бездельники! :) На самом деле, там просто куча мелких дел, начиная от неизбежных и повторяющихся вроде заказа еды, до разных разностей, которых с детьми возникает огромное количество. Мне просто было интересно посмотреть, сколько я времени трачу именно на главные хоз. дела, вроде приготовления еды и наведение порядка. Кстати, по моим субъективным ощущениям, глажка одежды и приготовление еды занимают гораздо большее место в моей жизни, но против статистики не попрёшь :). Прочитала где-то, что в 60-е годы в среднем женщина в Англии тратила 4 часа в день на ведение хозяйства, сейчас – около 2 часов. А я чего-то не вписываюсь в эту цифру, я наверное всё ещё в 60-х :).

Ну и остальные 12 часов, надо сказать, это тоже не отдых-отдых :). Пару часов между детским ночным сном и моим – это покупка одежды-вещей для детей в инете,  опять же самообразование по детской психологии/медицине, планирование предстоящих поездок с детьми, обработка детских фотографий для родственников/друзей и для печатных фотоальбомов, и ведение этого блога :). А ночью каждые пару часов доча устраивает “проверку связи” с мамой :), да и Егорыч тоже иногда, когда болеет… Но, конечно, это курорт, по сравнению с тем, что творилось у нас 2 года назад.

Пряничные домики

Нам будет их не хватать :). Рождественские праздники закончились, и пряничные домики в магазинах тоже. Пора, наверное, научиться их делать самим, у нас они хорошо идут (особенно под русскую народную сказку “Пряничный домик”). Детям, правда, больше нравится сам процесс откусывания-отламывания, чем собственно поедания :).

ginger

Диалоги-19

Егорка пошёл с утра в садик (до-школу) с кашлем и соплями.
Встречаю его в обед, спрашиваю: – Ну что, тебе уже получше?
Егорка: – Мама, ну как мне в садике могло стать лучше?!
Действительно, как…

* * *

Я иногда просто восхищаюсь, что дети уже могут осмысленно общаться друг с другом. Недавно Егорка с Никой баловалось, Ника измазалась по уши в сметане (в прямом смысле, уши и голова были в сметане – и это не без подстрекательства братика, а сам он остался почти чистым, редиска такая :) ). Пришлось мыть ей голову, а для моих детей мытьё головы сродни десятку самых страшных наказаний. Доча обиделась, хнычет. Егорка её потом утешает: – зато у тебя теперь голова чистая! Ника, обиженно: – не чистая, а мокрая!!!

* * *

Вечер. Приходит уставший папа с работы.

Егорка: – Папа, хорошо, что ты сегодня был на работе!
Папа (насторожившись): – Почему это?
Егорка: – Потому что ты для нас зарабатываешь денюжки, чтобы мы могли кушать… а я люблю кушать разные вкусности.

* * *

Егорка: – Мама, обрежь мне этот ноготок, а то он у меня лишний

* * *

Пропал интернет, неудачно, как раз во время мультиков (которые обычно смотрим на youtube).
Егорка: – Папа, я знаю, у тебя есть мультики в твоём оффлайне!

* * *

Егорыч рассуждает: – Когда я вырасту, у меня будет 11 детей… <тут многое из сказанного пропускаю, потому что иначе растянется на пару страниц текста :) >… я буду жить в Китае. Вы с папой сможете приехать ко мне в гости… если, правда, вам дадут гостевую визу.

Да уж, дети 21-го века. Я только лет в 25 узнала, что такое “гостевая виза” :).

* * *

Ещё сын задаёт экзистенциальные вопросы вроде “как зарождаются микробы?”  (обсуждение дошло до того, бывают ли в природе “малыши-микробы”, я честно соврала что нет, они размножаются делением и сразу становятся большими микробами. Просто Егорка трепетно относится к малышам любого вида и одна мысль о малышах-микробах могла бы привести к тому, что он потом откажется пить антибиотик, если когда-то вдруг понадобится :) ). Ещё интересуется вопросами вроде “А Дедушка Мороз не может замёрзнуть?” , и, мой любимый  – “как на земле образуются пластыри?” .

И снова о местной медицине…

Ребёнок, 2 года, температура +39.9. Обычно я при таких условиях не потащила бы его к врачу, поскольку занятие это заведомо бессмысленное. Но доча вроде упомянула, что ушко болит. Так что потащила, два часа ждём дома до назначенного времени приёма, потом ещё час ждём с ней в душной приёмной среди других полубольных взрослых, активно желающих поделиться своими вирусами с окружающими.

Врач проверяет уши, меряет температуру: – Температура +39, всё в порядке. Кашель есть?
Я: – Вроде нет
Врач: – Ну, тогда, наверное, просто какая-то вирусная инфекция. До свидания!
Я: – Эээ… это… Послушайте ещё хотя бы лёгкие…
Врач: – А что, у неё есть кашель?
Я (резко поумнев): – Да, мне кажется, был небольшой
Врач, послушав дочу: – Всё нормально. Если температура продержится ещё неделю, то приходите снова, будем брать анализы.

На всё про всё, в кабинете врача мы провели ровно 5 минут. Этим же вечером оказалось (уже у другого врача), что-таки уши у дочи воспалены. Как этого можно было не заметить, не знаю (тем более, что я на этом акцентировала с самого начала внимание врача). Вот интересно, а чему они учатся в течении 10 лет на семейного врача. Десять. Лет.

О дисциплине…

Первое (и пока единственное) англицкое слово, которое Егорыч принёс из своей до-школы за 3 месяца пребывания там, это “stop it!” (произносимое им с соответствующей интонацией). Ну что ж, уловил суть официального образования.

Ловцы эмоций

Всё-таки детские фотографы – волшебники, во всяком случае хорошие фотографы. Недавно решились на первую профессиональную фотосессию в жизни, причём, она была первая как для меня, так и для всей нашей семьи (да, у нас даже на свадьбе не было профессиональной съемки, я не то что говорю, что это хорошо – это просто факт :) ). Ну, во всяком случае, если определять слово “профессионал” как тот, кто зарабатывает этим на жизнь, что не всегда совпадает со словом “талант” –  а так меня да, конечно, фотографировали по жизни хорошие фотографы (ну, например, вот), я бы даже без тени сомнения назвала их словом “профессионалы”, но это было по-дружески и неформально.

На самом деле я давно собиралась на профессиональную фотосъемку. Но сначала дети маленькие, потом “надо сначала скинуть эти N беременных килограммов”, и таким образом я бездарно упустила для истории первые пару лет жизни своих детей, пока наконец не поняла, что детям никакой разницы не будет, когда они вырастут, насколько хорошо выглядели родители и т.д., им важно видеть, что мы были вместе и получали удовольствие от общения друг с другом.

Вообще я люблю “фото-охотиться” на своих детей в их “естественной среде обитания” :), но, во-первых, эта среда далека от нормального фотогеничного фона (куча отвлекающих предметов, нехорошее освещение и т.д.), и из-за одного этого иногда хорошая фотография превращается в никудышнюю, а дети вообще меня не воспринимают как фотографа – начинают кривляться, дурачиться и просто убегают. Да и приличной фотографии нашей семьи в полном составе у нас не было уже года так два (а я так часто вообще представлена на фотографиях только мимолётной тенью, так как мой удел быть по ту сторону фотоаппарата :) ).

А тут русскоязычный фотограф поселился буквально за пару домов от нас, и я решила, что это знак :). Он, 001_1
правда, пригласил нас к себе домой только в качестве исключения, а обычно ездит фотографировать клиентов на дому, чтобы дети себя чувствовали более раскованно. Но мне кажется, что это наоборот минус (во всяком случае в нашем случае это так) – если бы мы фотографировались у нас дома, карапузы бы просто ушли куда-то и всё, а в чужом доме они сами далеко перемещаться не решаются. Егорка не то что горел желанием фоткаться, но худо-бедно с ним договорились. А Ника проходила почти всю фотоссессию букой, губки бантиком (это у неё уже отработанный приём), демонстративно уходила из кадра и говорила “неть, не буду!”. Когда я потом получила 14 приличных фотографий с нашей фотосессии, я просто не могла повериться своим глазам – на большинстве дети смотрят в кадр и даже улыбаются (это, конечно, из фотографий 50-ти отснятых, но это нормальная статистика для любой даже профессиональной фотосессии).

Наших детей (особенно Нику) рассмешить не просто, никакие звуки, игрушки и т.п. не работают, работает только небольшая щекотка животика, и то не всегда :). Конечно, есть мнение, что “постановочные” кадры и вымученные улыбки это не  честно, но разве честнее оставлять для истории только фотографии обиженных и кривляющихся детей (ведь на самом деле в жизни они вовсе не такие, они такие только перед фотокамерой!). Увы, тут работает чистейшая “квантовая физика” – ты не можешь отснять настоящие эмоции ребёнка, не повлияв как-то на них. Как только ребёнок (да и взрослый) видит направленный на него фотоаппарат, он уже не такой, какой он есть в жизни. Можно, конечно, пытаться застать “объект съемки” врасплох, но это работает только для первого снимка (и то, скорее поймаешь удивление, чем какую-то настоящую эмоцию). И, кстати говоря, для наших фотоальбомов “для внутреннего пользования”, которые я печатаю раз в году, я часто выбираю не лучшие с художественной точки зрения фотографии, а те, которые напоминают мне о каком-то реальном моменте жизни или эмоции/гримасе ребёнка, типичной для него в этом возрасте. И бОльшая часть кадров в нём те, где дети не смотрят в кадр (и вообще не знают, что я их фотографирую).