Ду ю спик инглиш

Сын неожиданно стал проявлять интерес к англицкому языку. Раньше в тех немногих книжках, которые у нас есть на английском, мы просто рассматривали картинки или я налету переводила текст на русский. Теперь же сын требует читать книги именно по-английски, хотя ни слова не понимает. И старательно повторяет всё вслед за мной, как попугай. Получается, конечно, испорченный телефон – сначала моё “немецкое” произношение (как вежливо называют мой прононс англичане), потом то, как услышал это и воспроизвёл сын, и на выходе имеем полную абракадабру. Но, главное – участие :).

 

В принципе, с обучением английскому я не спешила, и планировала оставить это развлечение на садик-школу, потому что по свидетельству родителей двуязычных детей, главная проблема не в том, чтобы выучить английский – это довольно легко даётся до определенного возраста, а в том, чтобы сохранить родной язык на вменяемом уровне (сама встречала тут немало взрослых “русских”, которые с трудом говорят и не умеют даже писать на родном языке ).

 

Но раз уж сын стал сам интересоваться этой темой, почему бы и нет? Знание базовых англицких слов хотя бы немного облегчит ему вливание в незнакомую обстановку. Так что я теперь исправно перевожу все прочитанные слова на русский. И сразу возникает вопрос, как лучше учить ребенка новому языку? Понятное дело, дети учат язык по-другому, чем взрослые, и логикой брать тут бессмысленно (как то – объяснять правила, переводить текст по отдельным словам и т.п.). Поэтому, вместо отдельных слов, перевожу смысловые сочетания (типа “up and down”, “going out” и т.п.). Больше всего Егорке почему-то  запало в душу “around the farm” – ходит и распевает это как мантру :).

 

Вообще, если задуматься, обучение языку младенца – это чудо из чудес. Ну там яблоки-деревья-машины это понятно, это вполне конкретные вещи, на которые можно показать пальцем и назвать их. Но как в мозгу ребенка откладываются определения таких понятий, как доверие, развитие и т.п.? И как вдруг ребенок начинает понимать, что четыре буквы “н-и-к-а”, повторяемые по 100 раз в день, это не просто набор букв, а его имя?

 

Наверное, буду ставить Егорке программу Розетта Стоун, она вроде и позиционируется как метод, наиболее приближенный к детскому естественному обучению речи. Или подсунуть Егорке, что ли, немецкий вариант программы – совместить приятное с полезным (я давно хочу выучить дойч по той же Розетте, но никак руки не доходят :) ).

 

Еще поражаюсь, как китайские матери учат своих детей письму – мы тут 33 русские буквы никак запомнить не можем (на “ц” упорно говорит что это “п”, и всё тут :) ). А там – несколько тысяч иероглифов, это ж какой объем памяти у ребенка должен быть с пелёнок :).

Health visitors

Кто это такие, эти “визитёры здоровья”- не зверь, не птица, то есть не врач, не психолог, не социальный работник, а кто же тогда? Боюсь, они сами этого не знают. Они сидят в своих кабинетах и выслушивают жалобы молодых мамаш (которые, конечно, бывают в первые годы жизни ребёнка в ассортименте). Но советов особо никаких дать эти визитёры не могут. Потому что они… правильно, они не врачи, не психологи и не социальные работники. На поговорить к ним можно прийти просто так, в любое время, но также есть определенные вехи, когда они вызывают к себе в (почти) обязательном порядке – сразу после родов, в ребёнкины 8-12 месяцев, в 2 года и когда-то там еще.

 

Визитёрша удивлённо посмотрела на нашу Нику: – Вы на обследование двух лет?
– Нет, мы на обследование 8-12 месяцев…

 

Да, Ника родилась у нас высокой барышней (95-я центиль для тех, кому это что-то говорит). Означает это, что 95% детей в данном возрасте ниже нашей “модели”. Собсно, почти такой она и осталась. Только разве что за этот год вес немного догнал рост, и установился на законной 90-й центили. Что для меня, как для математика, вполне логично – вес вполне соответствует росту.

 

Но визитёрша, взглянув на кривую веса, многозначительно вздохнула: – Ваша дочь наверное получает слишком много калорий. Вы должны меньше давать ей грудь, она выпивает слишком много вашего молока.

После этого естественной реакцией было бы поблагодарить за совет и попрощаться (потому что о чём дальше говорить с человеком, с которым не пересекаются наши базовые представления о материнстве), но из вежливости я осталась. Вообще, визитёрша попалась какая-то воинственно-нетерпимая к грудному вскармливанию (что, кстати, редкость в Англии – обычно здесь наоборот всячески агитируют за него). Второй ее аргумент против кормления грудью меня вообще сразил наповал (не буду его приводить здесь, но это просто классика из разряда “женской логики”).

 

Ну ладно, во врача мы поиграли, будем играть в психолога. Доверительным тоном визитёрша спросила сокровенные вопросы – об обстановке в семье, о моем детстве, о моем эмоциональном состоянии… Я уверила её, что нет ничего, о чём ей надо беспокоиться.

 

Напоследок она выдала брошюру, описывающую, как надо воспитывать детей. Вот так, читаешь сотни книг, разбираешься в десятках разных подходов, пытаясь докопаться до истины, а тут тебе – дают готовый рецепт, умещающийся на распечатке A4. Хотя, может, для кого-то действительно будет откровением, что с детьми вообще как-то надо взаимодействовать.

И снова об англицкой медицине

В связи с началом зимне-гриппозного сезона, в нашей поликлинике новшество – к терапевту нельзя записаться просто так, позвонив в регистратуру. Надо сначала поговорить по телефону с врачом, и он уже определит, хочет ли он вас вообще видеть воочию, и если хочет – насколько срочно.

 

Звоню, исходные данные: годовалый ребенок, шумное хриплое дыхание после высоченной температуры (под 40). Я думала, скажет бегом бежать к нему, а то и в неотложку. Что же сказал врач? Он мне прочитал лекцию, что на дворе зима, вокруг огромное количество страждущих, таких же как и мы, с больными детьми. И чтобы в следующий раз я не отвлекала его по каждой ерунде – такой, как если например ребенок просто заболел c высокой температурой и потом хрипит. Но в этот раз ладно, так и быть, он нас примет, правда не обоих детей (а заболели мои как обычно вместе), а только Нику, потому что зима и т.п. – читай выше. Но Егорку так и быть, он быстро прослушает.

 

Эпизод 2, у врача. “У ребенка воспаление уха, но лечить это не нужно. Если вы, конечно, хотите, выпишем антибиотики…

 

Замечу, что это хорошая клиника, в хорошем районе, и хороший врач.

Крым-2013

Пять недель в Крыму пролетели по нарастающей скорости. Первая неделя шла долго и вдумчиво. Егорка каждую ночь играл в космонавта – то есть пытался улететь с кровати, преодолев заслон из подушек, а я его возвращала за ноги обратно на орбиту :). Ника же, как оказалось, очень плохо адаптируется к новому месту, и первое время не отпускала меня ни на секунду, ни ночью, ни днём. А я просто не могла влиться в новую реальность – другая страна, другая погода, другая еда, другие люди, другой быт.

 

Недостаток места в квартире компенсировался обилием развлечений на улице. В каждом дворе была детская площадка с песочницей, мы обычно совершали по вечерам ритуальный обход всех дворов по кругу. Удивило то, что местные мамаши не разрешают детям сидеть в песочнице. То есть играться можно, но вот сидеть попой в песке – это что-то ужасное и недопустимое (уточню исходные данные: лето, жара, сухой и в меру чистый песок). Одна девочка лет пяти удивленно глядя на моих карапузов, довольных и по уши в песке, грустно спросила, почему я разрешаю им такое? Я спросила её в ответ – а почему тебе мама этого не разрешает? Она пожала плечами. Я посоветовала ей при случае уточнить у своей мамы причину. В принципе, понять можно, если в 10-ти метрах от песочницы сидит мама на каблуках и в почти-вечернем-платье, то да.

 

К местным качелям пришлось привыкать. Первую неделю Егорка ныл, что он скучает по качелькам с перекладинками (в смысле, с перекладинками вокруг всего сиденья качельки, чтобы ребенок не выпал). Потом выход нашёлся – мы просто стали сажать его задом наперёд и всё, перекладинка нашлась. Ника открыла для себя надувной батут, визжала от радости, едва завидев его на горизонте. Егорка научился заправски управлять электро-машинками. Каюсь, я не верила в его способность и воспринимала это как очередной каприз, но сын удивил – освоил руление буквально за несколько раз. Жаль, что продолжения пока не будет – в Англии лет до 4-5 ездить на электромашинах не разрешают, да и особо негде. Зато в Крыму в летнее время весь город как один парк аттракционов.

 

В лес Егорка ходить желанием не горел. Сначала вообще отказывался – оказывается, боялся волчков. После проведения просветительной беседы о фауне Крыма, в лес зайти всё-таки согласился, но ненадолго – там не оказалось ни качелек, ни батутов.

 

Вторая неделя была собственно отпуском. Море, жара, мороженое. Егорка – о чудо – преодолел свою водобоязнь и барахтался в море до мурашек. Место для отдыха, кстати, мы выбрали почти идеальное для Крыма. Выбор в основном был между южным берегом с его парками и горами, и окрестностями Евпатории с мягким песком и мелководьем. Сначала я была за Евпаторию, но потом подумала… адское солнце без единого намёка на тень + не очень чистое море в августе (здравствуй, ротавирус с кишечным гриппом и прочий зверинец). К тому же с детьми на море долго не пробудешь, а парки там почти отсутствуют, так что Евпатория отпала – вернее, не отпала, я съездила туда потом на 3 дня в гости к подруге. На ЮБК сначала смотрела в сторону Фороса, но дорога туда не близкая, а с детьми да еще и в жару она может превратиться просто в ад. Прощупывали вариант Гурзуфа, но там не оказалось никакого доступного парка, даже платного (вход только с экскурсией, стартующей один раз в день). Почти случайно выбрали Партенит и оказались правы – это редкий посёлок на южном берегу без крутого подъема от моря (с детьми и бабушкой – это весомый аргумент). Плюс большой парк с соснами и прочие радости южнобережной природы. Снимали двухкомнатную квартиру в частном секторе. Для нас критичным было наличие второй комнаты – так как Ника часто плачет по ночам, и нужно куда-то уйти, чтобы не будить Егора. Хотя, по факту я ее укачивала на балконе, с видом на ночную Медведь-гору :).

 

Остальные 3 недели были встречи со знакомыми, плановые походы по врачам, собесам, и тому подобная суета.

 

И просто немного впечатлений…

Самая удачная вещь, которую мы привезли в этот раз с собой из Лондона, это мешок фруктовых пюре в тюбиках. Крайне удобно для питания малой (иногда и малого) – всегда с собой, всегда готовое к употреблению, не надо носить ложки, стерилизовать и т.п.

 

Неожиданная  проблема, с которой мы столкнулись в Крыму – у Ники первую неделю были просто адские колики. Я никак не могла найти виновника – картошка – не картошка, кабачок – вроде не кабачок. Хорошо, опытные подруги подсказали внимательнее относиться к воде, которую я ей даю, и таки-да, это оказалась вода! От обычной кипячёной (фильтрованной) и Морщинской воды её пучило так, что мама не горюй. Всё сняло как рукой, когда мы перешли на воду “Малятко” – скупили ее потом оптом во всех окрестных магазинах на всё время отпуска :).

 

Наш затёртый и видавший виды эрго-рюкзак произвёл фурор в Крыму :). Пожилое поколение осуждало (некоторые бабульки негодовали молча, другие вслух высказывались о моих недоспособностях как матери). Молодые же наоборот подходили, интересовались маркой рюкзака, спрашивали мои впечатления и где купила. Судя по всему, детские переноски в Крыму это действительно что-то из разряда экзотики. Хотя, учитывая местную специфику (плохие дороги, транспорт без специального места для колясок и т.п.), наоборот именно там они должны быть востребованы как нигде.

И, да, неожиданно пригодился зонтик, только не от дождя, а вот так. Очень кстати неплохое решение, особенно учитывая нелюбовь детей к ношению панамок. А так сразу решалось 3 проблемы: не надо каждые 5 минут поднимать панамку, сброшенную Никой на землю, солнцезащитного крема (почти) не надо, вероятность теплового удара снижается в разы. Да и на пляже пригождался как дополнение к основному пляжному зонтику и выглядела я загадочнее.

 

Перемещались в этот раз по городу и между городами в основном на такси. Не потому что мы крутые, а потому что жара, курортный сезон с безумными очередями на автовокзалах и лезущие в транспорте на стену дети (и туда же лезущие от наших детей остальные пассажиры :) ).

Замечено, что в поездках дети взрослеют как-то быстрее. Егорка стал говорить местоимениями вместо имён – я, ты, вас. Ника почти пошла. Егорке понравилось в Крыму, постоянно спрашивает, когда мы полетим туда снова. И у обоих целый вагон впечатлений, новых знакомств и новых игрушек :).

 

Урок поездки – лучше брать утренние авиарейсы (пусть даже слишком утренние, типа подъема в 4 утра). Потому что вечерние рейсы это зло ещё большее – дети устали, родители устали. Только если взрослые от усталости становятся вялыми и сонными, дети же наоборот – перевозбужденными и неуправляемыми. В результате на выходе имеем: вялые сонные родители должны обуздать перевозбужденных детей. А если рейс задержат, то всё это имеем в квадрате.

 

Кризис-3

Кризис 3-х лет, страшный и ужасный, похоже уже наступает нам на пятки. Первый звоночек был несколько месяцев назад, когда Егорка вдруг вместо “Гога хочет…” произнёс “Я хочу”. Мы с папой переглянулись, но вида не подали. А сегодня я задумалась и поняла, что уже даже не помню, когда сын последний раз называл себя с помощью своего имени – теперь только Я.

Нет, конечно в использовании местоимений ничего ужасного нет :), но психологи говорят, что это уже важный признак повзросления ребенка. А остальные “признаки” и выслеживать не надо – “мама, зачем ты развешиваешь вещи после стирки, это же мои вещи, я сам развешу!” и прочие высказывания в ассортименте.

Как говорил наш препод по возрастной психологии в универе “после того, как я расскажу вам про кризис трёхлетнего возраста, некоторым из вас перехочется иметь детей. Во всяком случае, трёхлетних“. Ну что ж, мы готовы :).

Норма

Когда-то наш местный педиатр на наши жалобы, что Егорка не вылезает из простуд, заметил, что для детей в зимний период времени норма болеть раз в месяц (а для детсадовских детей чаще). Вот так и идём мы по плану – раз в месяц выкашивает обоих карапузов. Всё бы ничего, но у Егорки любая пустяковая простуда превращается уже в наш кошмар – неснижаемая температура +40, потом истерики в течение месяца и т.п. Пока не представляю, что будет, когда мы пойдём в какие-нибудь дошкольные учерждения.

Вообще, похоже, погоду в Англии придумали для себя вирусы и бациллы. Ни морозов тебе, ни жары, только вечно-холодно-сырое межсезонье – ну просто курорт для вирусов гриппа и иже с ними.

Диалоги-3

Егорка: – Мама, я уже большой. Я ничего не боюсь… ни жуков, ни миксера.


Егорка: – Давно были дяди враги. Они врагали кого-то…

 

Егорка: – Папа на работу ходит без деток. Потому что с детками ходить тяжело

 

Егорка: – Мы ходили в зверинец.
Бабушка: – И кого вы там видели?
Егорка: – Там было много зверинцев

 

Егорка: – Папа, зачем ты ходишь на работу?
Папа: – Зарабатываю денюжки, чтобы нам было что кушать.
Егорка: – А у нас уже есть что кушать, нам дядя продукты привез из магазинчика. Можешь, папа, сегодня не идти на работу.

 
Мы: – Егорка, слышишь музыку? Это давным-давно жил дядя Бах…
Егорка: – А зачем дядя “бах”?

 

(сижу в инете, ищу варианты отдыха на море в Крыму)
Я: – Егорка, хочешь поехать на отдых?
Егорка: – Да, мама, я устал

 

Бабушка: – Егорка, где ты спишь дома?
Егорка: – Рядом с папой. Но больше люблю спать с мамой.
Бабушка: – А почему с мамой?
Егорка: – Папа ко мне еще не привык.

 

Винни Пух-2. Пришли к бабушке в гости. Я сижу, настраиваю ей что-то на компе, Егорка мается. В какой-то момент подоходит к входной двери и объявляет: “Надо перед уходом что-то покушать“. Бабушка в растерянности, в холодильнике пусто, находит немного шоколадных вафель.
Егорка пожевал их и отложил со словами: – Это еда не для деток.
Бабушка: – Ну больше ничего нет, один хлеб остался…
Егорка: – Да, давай хлеб.
Мой хомячок :)

 

Еще сцена. Слезает из стула после сытного обеда. Видит пюре, ждущее Нику.
Объявляет: – Я как раз хотел съесть пюре.

 

Сын стал придумывать новые слова. Лингвисты говорят, что чем больше явление встречается в окружающей действительности, тем более разнообразные эпитеты для описания этого явления есть у аборигенов… Вот у нас уже есть специальное слово для улитки, которую надо отлепить от стены дома – “отвахтить” :).

 

И просто мысли из Крыма. Бабушки твердили Егорке, что его любят, соскучились по нему и т.п. И очень огорчались, что он равнодушен к их признаниям. А ведь для ребенка это вполне естественно, что его любят, ждут и т.п. Он просто еще не знает, что бывает в жизни иначе…

 

А это уже мои мысли, глядя на Нику, замахивающуюся на меня со всей дури каким-то фруктом. Вернее, не мои, просто вспомнилась фраза из фильма “Последний самурай” – “в руках настоящего воина даже соломинка может стать оружием“. Это про нас, точно.