Pre-school: привязанность и творчество

Ещё одна профессия в мой список “ни за что на свете”. Я бы не смогла работать воспитательницей в детском саду, это уже совершенно точно. Каждое утро эти душераздирающие картины, когда какого-нибудь ребёнка ведут как на казнь под отчаянные вопли и сопротивления с его стороны и под “тебе будет интересно” со стороны мамы. Причём, печальнее всего, что исход всегда предрешён – рано или поздно ребёнка силой отдерут от мамы и будут искренне пытаться увлечь какими-то “интересными играми”. И ведь невдомёк им, что теория привязанности гласит: ребёнок может свободно творить и вообще развиваться только на фоне надёжных “тылов”, коими являются для него привязанности к взрослым. А какое ж тут рисование-пение, когда силой отодрали и утащили…

С привязанностью в нашем дошкольном учреждении вообще беда. Я так и не поняла тайного смысла, почему в первые дни нам не дали хотя бы час-два поиграть вместе, чтобы ребёнок привык к обстановке и к воспитателям. Ну да ладно, этот этап мы вроде миновали, Егорка привык ко всему и сам, хоть могли бы обойтись и меньшей кровью. Сейчас меня беспокоит другое. Я надеялась, что Егорка как-никак но “привяжется” к его основной воспитательнице, которая работает хотя бы 2 дня из трёх, но, увы. В половине случаев мы приходим в “до-школу” раньше её – она хронически опаздывает, так что не всегда получается передать Егорыча “из рук в руки”. Или если даже она на месте, бывает, она уже занята с каким-то “свеже-отодранным” ребёнком (читай выше). Так что часто мы просто заходим в зал, начинаем вместе с Егоркой играться во что-нибудь, и минут через 10 я просто оставляю его всё так же играющимся, даже не перекинувшись парой слов ни с одним из воспитателей…

 

Мне в первые дни главная воспитательница как-то пожаловалась, что Егорыч не хотел играть вместе со всеми, а хотел играться сам по себе, в свои любимые машинки. Я ей ответила, что да, я очень понимаю его. Я бы тоже не поняла, почему я вдруг должна заканчивать заниматься тем, что мне интересно просто потому, что вдруг наступило, скажем, 10 утра. Ну я-то ладно, я взрослая, я ко всему привыкла. Но ведь до 7-ми лет у ребёнка основная деятельность – игровая. А игровая – это значит “добровольная, развлекательная и без ожидания определённого результата”. Это не я так решила, так говорят психологи.

Кстати, каждый день, когда я забираю сына, воспитательницы гордо вручают мне какие-то поделки, которые он сделал за день и ожидают от меня какой-то реакции. Типа, результат прошедшего дня. А мне важнее не измалёванный лист бумаги, а взгляд моего ребёнка в конце учебного дня, причём в тот момент, когда я уже зашла в зал и увидела его, а он меня – ещё нет. Мне важнее, захотел ли он сам нарисовать это или он рисовал только потому, что “наступило 10 утра”. И что он сам чувствует по поводу того, что нарисовал, и ещё много других “что”. Но система образования она такая система образования, и дальше больше – пойдут оценки, грамоты и другие всевозможные бессмысленные попытки оценить-наградить-наказать…

Ещё удивительно, что детям в нашей до-школе иногда дают играться в компьютерные игры! Это уже за пределами добра и зла – играться в компьютерные игры в 3 года, причём в официальном образовательном учреждении!

А я, кстати, была приятно удивлена, что я не одна такая “диванная революционерка” против английской системы образования. Многие мамы (причём, истинно английские мамы) из нашей “до-школы” жалуются друг другу (правда тихонько, в коридоре), что их дитё ещё не готово ко всему этому, а ходить надо, ибо через год уже светит школа на полный день и т.п. и т.д. Вот интересно, сколько должно пройти времени, чтобы пассивное коллективное негодование по поводу раннего начала школы вылилось в изменение законов об обязательном образовании в этой стране. В Англии, увы, наверное, это время равно бесконечности – здесь не меняется почти ничего. Традиции, чтоб их!